pustota (pustota_2009) wrote,
pustota
pustota_2009

Отдых в Приэльбрусье, часть 1

Эх, горы! Люблю я степь казахскую, однако горы нравятся больше, чего уж говорить. Правда, в связи с недавними убийствами московских туристов, вопрос ехать/не ехать на Кавказ встал, как говорится, со всей серьезностью. Рассматривали варианты с Киргизией, Алтаем. Однако на Алтай не хочется совсем, там слишком много лесов, мне нравятся лысые горы, а Киргизия далековато и слишком холодно в мае. Да и там обстановка не самая спокойная, как известно. Поэтому, когда стало известно о ликвидации Джaппуева, я решил, что можно ехать на Кавказ. Прежде всего, почему туда? Дело в том, что я уже дважды бывал в тех краях и никак не могу наесться удивительной красотой этих мест. Джилы-су переводится как "теплые воды". Из земли бьет теплый нарзан, и можно принимать ванны (фото и видео будут ниже). Рядом сверкает белоснежный Эльбрус, а у меня есть цель переночевать на одной из вершин этого красавца (красавицы?). Предприятие это опасное, требует тщательной подготовки, и поэтому данный поход я рассматривал, как способ набраться горного опыта, так как чтение форумов это одно, а непосредственное восхождение это другое. Хотелось поговорить с местными жителями, опробовать купленный спальник (-40 градусов экстрима!), оценить способность организма к акклиматизации и т.д. Так что ехать хотелось именно в Приэльбрусье и никуда больше.

Надо сказать, что на ютубе некоторое время висел ролик с видеообращением этого деятеля - Джaппуева. Он там угрожал убивать туристов, если ему не выплатят 2 млн евро. Жаль, что видео запретили к просмотру, очень занимательная вещь. У меня сформировалось стойкое впечатление, что перед камерой сидит гопник, который научился-таки матерные слова заменять словосочетанием "иншалла" (пер. с арабского "Если Аллах пожелает", "с Божьей помощью"). Получалось что-то вроде:

- И если вы, иншалла, не выплатите мне 2 млн евро, я, иншалла, буду убивать туристов, иншалла.

Однако Джaппуев несколько ошибся относительно планов Господа, и в конце апреля, при помощи российского спецназа, получил уникальную возможность уточнить все аспекты Божьего промысла при личной встрече. После чтения комментариев местных жителей сложилось впечатление, что по бандподполью действительно нанесен сильный удар. Оказывается, там неплохо знают лидеров, кто там следующий кандидат на место вождя и т.д. Было похоже, что представление о бандитах, как о жителях гор - явное преувеличение. Реально они тусуются по городам и селам, что им делать в этих горах? Леса там мало, а на открытом пространстве перемещаться довольно опасно. Максимум, возле поселков делают тайники с оружием. В общем, так как в регионе объявлен режим КТО (Контр-Террористической Операции), то из щелей своих они скорее всего не высунутся и можно ехать, так подумалось мне. А друг мой, вообще красавчик, с самого начала ничего не боялся и готов был ехать куда угодно, хоть в Афган или Ирак.

Итак, было известно, что в связи с КТО проезд по Баксанскому ущелью для туристов закрыт. Но зато одна группа туристов поднялась на Эльбрус с северной стороны, доехав до Джилы-су. Таким же путем решили двинуть и мы. Приехав в Кисловодск мы узнали от таксистов, что на пути к заветной цели, в туристической базе Долина Нарзанов, стоит ОМОН и никого не пускает. Так оно и оказалось. Примерно :) Добравшись на такси до места (отдали 1000 р.) мы обнаружили этих парней:     Они связались с командиром по рации и тот приказал гнать нас подальше. Однако пока они проверяли наши документы, он передумал, опять вышел на связь и разрешил нам остаться на базе, если мы не внушаем подозрений. Парни проверили рюкзаки и дали добро на ночевку. Сказали, что завтра-послезавтра блок-пост снимут (чего, впрочем, не случилось) и мы расположились возле замка, что чуть выше на фото. Побродив по окрестным горам, мы решили, что если завтра нас не пустят, пойдем в обход, пешком до самого Эльбруса. Я уже ходил по этому маршруту два года назад и поэтому знал, что за пару дней мы дойдем:
Однако утром все сложилось само собой. Там есть замечательный человек Николай Петрович, альпинист с 40-летним стажем. Его там все знают и уважают. У него на Эльбрусе стоит "Хижина" - приют для туристов, а господа военные разбили неподалеку (на скалах Ленца) вертолет год назад. И соответственно как раз к нашему приезду они начали разворачивать активную деятельность по разбору вертолета на части и вывозу основных деталей.
Так вот, Николая Петровича они пропустили, а он захватил нас с собой, правда с дальним прицелом. Дело в том, что нормальная дорога туда только строится, и по весне некоторые участки проходимы с большим трудом.
Вообще, если кому-нибудь нужна информация как добраться до Эльбруса или совершить восхождение, то по всем вопросам рекомендую его сайт - http://severelbrus.ru (и пользуясь случаем хочу поблагодарить Николая Петровича за помощь, без Вас мы может быть вообще дальше Долины Нарзанов не пробрались бы). В общем, к середине дня мы добрались до горы Тузулук, от которой до Джилы-су оставалось совсем немного, и насаждались прекрасными видами:
Однако вскоре погода испортилась, пошел град, а когда мы спустились в ущелье, он превратился в сильнейший дождь. Пару часов мы сидели под мостом, как тролли. Потом финальный рывок и к ночи мы добрались до заветной Джилы-су. Утро было ясным, без единого облачка. Ночевали мы вот в этом симатичном домике для туристов:
Шутка, это для руководства региона, а мы спали в палатке (ниже и правее). Однако реально никакого дискомфорта я не испытывал, напротив, редкостное удовольствие ощущать себя в этом месте:
  Уторм, не теряя времени, мы отправились к нарзану. Там есть два вида, один можно пить, он выходит из-под земли. Кипит не от температуры, а от высвобождения углекислого газа (как в открытой газировке):
Это воду можно и нужно пить, она очень вкусная и тепленькая. А другой источник для купания. Температура воды около 23 градусов. Из дырки в скале бьет струя:
Если заткнуть дырку, то емкость наполняется водой и там можно купаться:
Вода очень ядреная, когда попадает в глаза, очень жжется: