?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ниже один из самых важных графиков настоящего момента:


Тут мы видим, что достаточно краткосрочное и не особо глубокое падение цены в конце 2008 начале 2009 года до уровней $53 (в среднем за 3 самых тяжелых квартала) привело к заметному снижению ввода новых месторождений.

Что будет происходить на этот раз - есть разные мнения. В частности, один инвестфонд предложил мне проанализировать модель расчета breakeven цены скважин Eagle Ford и Permian одной известной компании. Представитель инфестфонда совершенно правильно понял мою мысль, что все оценки (и тем более мнения) нуждаются в тщательной проверке и попросили объяснить, откуда взялись эти весьма оптимистичные оценки. Выяснилось, что практически каждый из ключевых компонентов модели (CapEx, OpEx, Curve) занижают breakeven цену, что уже не выглядит случайностью.

Например, я уже писал об этом тут, многие не учитывают, что цена неудачной скважины должна быть размазана на оставшиеся в работе. Т.е. формально пустая дырка в 100 км не имеет никакого отношения к бьющему тут фонтану, однако если вы бурите 100 скважин, то по теории вероятности у вас будет определенный процент брака, который нужно как-то компенсировать. Других источников, кроме успешных скважин, у вас просто нет. Для того, чтобы прикинуть, какой процент скважин оказывается неудачным, я проанализировал статистику по 7 крупнейшим операторам Баккена (CLR, EOG , HES, MRO, STO, WLL и XTO):


Тут мы видим, что даже падение цен не привело к снижению доли брака, в среднем 8% скважин оказываются не функционирующими.

Далее, в капитальных расходах они указывют только Drilling&Completion, тогда как Facilities & Other занимают существенную часть. Для новых месторождения она очень велика, но и для старых свои 3-5% откусывают. Например у конторы Samson (уже обанкротились) статья "LGG, Facilities & Other" занимала 34% от CapEx в 2012 году. В 2013 уже 12%, а за 9 мес. 2014 около 5%.

Или возьмем CLR, в последнем отчете за первые 3 квартала 2015 года мы видим, что CapEx (без приобретений) выше расходов только на бурение на 10%:

Т.е. реальные заметно расходы выше, что пропорционально сказывается на реальной цене отсечения.

Также там были вопросы к расчетам ОрЕх, которые не бились со всеми доступными в сети оценками, не совпадали данные по дебиту, но это все отдельный разговор.

Суть следующая, при ценах ниже $55 (WTI) серьезно рассчитывать на EF нет смысла. На Баккен тоже, при ценах ниже $60. Пермиан в этом плане перспективнее, он жизнеспособен при ценах $45-50. Причем "жизнеспособен", это вовсе не означает былой бурный рост, а скорее поддержание добычи на одном уровне. Иными словами прироста сланцевой добычи в целом, пока цены ниже $50-55 ждать не приходится. Причем нужно понимать, что и когда дойдет до $60-70, это вовсе не означает рассвета, потому что все самое выгодное выгребается более быстрыми темпами и каждый год средне по больнице все хуже и хуже. Иными словами при восстановлении цен до $60-70 сланцы не смогут удовлетворять рост потребности.

До кучи про хедж, о том, что на него не стоит особо расчитывать говорит следующий график:

В 2015 году было захеджировано порядка 55% добычи и хедж достаточно краткосрочный. Тогда как окупаться средняя скважина, при таких ценах, будет годами. Первые ласточки такого разрыва уже полетели (источник):


Таким образом, эта текущая ценовая вакханалия может продолжаться лишь со стороны предложения ряда ближневосточных стран и РФ. Если предположить, что СА не будет особо наращивать добычу, то восстановление баланса вопрос недалекого времени. По многим оценкам бурная динамика роста добычи Ирака заканчивается, в РФ ожидается спад добычи, так что единственным драйвером остается Иран. Когда эта карта будет разыграна, рынок сбалансируется.

Да, есть риски со стороны спроса, про возможный глобальный спад мировой экономики интересно пишет френд Александр Зотин, хотя на мой взгляд большая часть проблем того же Китая снимется банальной девальвацией юаня, на которую рано или поздно им придется пойти. В любом случае, спрос растет и благодаря низким ценам растет быстрее обычного, т.к. при условии отсутствия черных лебедей предложение сбалансируется предложением.

Это, на мой взгляд, случится раньше, чем многие прогнозируют. Например уважаемый Михаил Крутихин высказал мнение, что в США спрос падает. Локально да, но это сезонный фактор, по данными EIA в США прогнозируется дальнейший рост потребления (красным среднее за 12 месяцев).


Вообще, на мой взгляд Михаил несколько противоречит сам себе. С одной стороны он совершенно верно указывает на то, что эксплуатация сейчас ведется таким способом, что нас ждет падение добычи:

>>Да и на действующих промыслах компании не всегда действуют по оптимальной схеме разработки. То есть извлекают нефть как можно быстрее, что лишь способствует быстрому их опустошению.

А с другой стороны стороны прогнозирует избыток предложения на 2-10 лет. Хотя инвестиции режут на 20-30% и не только в РФ, а глобально, что неизбежно ведет к росту цен.

Вопрос тут, как всегда в сроках, в частности тут есть фактор Ливии, которая может оттянуть восстановление цен своим потенциалом в 1 мбд. Однако в любом случае, чем дольше тянется период сверх-низких цен, тем сильнее будет отскок, когда выяснится что отрасль недоинвестирована и нужны годы усиленных вложений, чтобы удовлетворить растущий спрос. Таким образом я полагаю, что мы увидим цены в диапазоне $80-100 до 2020 года (в 2018-2019 наиболее вероятно).

доп: решил транслировать записи из ЖЖ также в мордокнигу, так что приглашаю в друзья всех, кому там удобнее.

Comments

( 98 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
zaphrail
Feb. 22nd, 2016 01:35 am (UTC)
вверх будет давить прогрессирующее истощение\недоинвестирование, а также возможная нестабильность в нефтедобывающих странах и\или политическое ограничение добычи и\или антикризисные меры
вниз будет давить прогрессирующий системный кризис, а также возможные политические меры, направленные на ограничение потребления

эти факторы в совокупности способны выдать ну очень широкий диапазон цен, в зависимости от текущей их конфигурации :) прогнозировать цены далее чем на полгода по сути мало чем отличается от обычного гадания
pustota_2009
Feb. 22nd, 2016 01:51 am (UTC)
Я думаю дело обстоит в точности до наоборот :)

Краткосрочных факторов очень много и они дают шум, который невозможно прогнозировать. Тогда как глобально экономика растет, легкие месторождения истощаются (это факторы роста цен), технологии совершенствуются (фактор снижения) и тенденции легко просчитываются. В частности модель добычи Баккена помогает понять потенциал в долгосрочном плане и мало чего дает на краткосрочном.

В качестве примера, краткосрочные колебания SP500 почти невозможно предугадать. Тогда как более долгосрочный прогноз оказался весьма успешным у моей Фундаментальной МТС

Edited at 2016-02-22 01:59 am (UTC)
(no subject) - zaphrail - Feb. 22nd, 2016 02:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - pustota_2009 - Feb. 22nd, 2016 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Feb. 22nd, 2016 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shaitan_bashka - Feb. 23rd, 2016 06:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - zaphrail - Feb. 23rd, 2016 06:55 am (UTC) - Expand
tyktale
Feb. 22nd, 2016 02:17 am (UTC)
я почему-то думал что нынешняя бросовая цена на нефть, это итог сдачи Каддафи Медведевым в 2011, когда цену на нефть обуславливает не бизнес а идеология, и как продолжение этой логики на низкую цену нефти сегодня завтра - война в Сирии. только уничтожив хозяев месторождений можно назначать какую угодно цену на нефть, ведь она фактически является трофеем.
ranmod
Feb. 22nd, 2016 03:34 am (UTC)
А я почему-то думаю, что при Каддафи нефти добывалось больше чем сейчас, поэтому сдав Каддафи цену на нефть подняли.

> только уничтожив хозяев месторождений можно назначать какую угодно цену на нефть, ведь она фактически является трофеем.

Трофей в земле не трофей, а падение добычи, и рост цены.
(no subject) - tyktale - Feb. 22nd, 2016 05:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - ranmod - Feb. 22nd, 2016 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tyktale - Feb. 22nd, 2016 05:45 pm (UTC) - Expand
отставить волнение - ranmod - Feb. 22nd, 2016 05:57 pm (UTC) - Expand
Re: отставить волнение - tyktale - Feb. 22nd, 2016 06:08 pm (UTC) - Expand
Re: отставить волнение - ranmod - Feb. 22nd, 2016 09:15 pm (UTC) - Expand
Re: отставить волнение - tyktale - Feb. 23rd, 2016 09:26 am (UTC) - Expand
evil_gryphon
Feb. 22nd, 2016 04:26 am (UTC)
Если технологию разработанную для Баккена и Игл Форда ("тяжёлая" по добыче нефть, себестоимость 60 долларов за бочку) применять к обычным/традиционным месторождениям (в каких-нибудь Ливии, Ираке/Иране и Саудовской Аравии, а также Кувейте) то там себестоимость окажется меньше пропорционально разнице в проницаемости пород - то есть, условно 1$ за баррель нефти (и говорят что даже в РФ получается 4 доллара за бочку) причём нефть можно добывать (из-за высокой эффективности) очень быстро И до тех пор пока не закончатся разведанные запасы (а их осталось ещё на десятки лет в том же Кувейте, правда с новой технологией их можно добыть, условно, не за 50 лет а за 15).

(и добавлено: низкая цена нефти будет провоцировать её развращённых периодом высокой цены производителей добывать и продавать как можно больше нефти чтобы компенсировать её низкую цену и получить хоть какие-то добавочные деньги)

То есть для всего мира кривая нефтедобычи (которую Хабберт предпологал в виде гауссовского колокола) стала выглядеть как экспоненциальное начало, выход на плато а потом это плато продолжается (спад в 2000 году начался бы если бы всё время использовались только традиционные вертикальные скважины без гидроразрыва) и с вертикальным падением за короткое время (год-два) когда запасы (легкодобываемой) нефти реально закончатся, а до этого момента цены на нефть могут иметь любую величину, какую назначит мировое правительство и добавлено 2: (до тех пор пока не развалится РФ (или не начнётся новая мировая война) цены могут держать низкими)

Edited at 2016-02-22 05:12 am (UTC)
her_shadow
Feb. 22nd, 2016 05:35 am (UTC)
Пока не развалится РФ, создание избытка предложения (самой РФ) будет сохраняться. :)

Edited at 2016-02-22 05:35 am (UTC)
(no subject) - 271200 - Feb. 22nd, 2016 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - her_shadow - Feb. 22nd, 2016 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 271200 - Feb. 22nd, 2016 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dmitrichd - Feb. 23rd, 2016 10:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dmitrichd - Feb. 23rd, 2016 11:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pustota_2009 - Feb. 22nd, 2016 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - onemorefake - Feb. 22nd, 2016 09:43 am (UTC) - Expand
ray_idaho
Feb. 22nd, 2016 06:08 am (UTC)
Замедление темпов роста добычи нефти, а в действительности падение, если считать на душу идет уже давно и восстановить тренд роста возможно не получится, можно только сгладить падение
pustota_2009
Feb. 22nd, 2016 08:15 am (UTC)
Скорее всего да, если только не случится революционного прорыва в технологиях, конечно.
(Deleted comment)
pustota_2009
Feb. 22nd, 2016 08:32 am (UTC)
1. Это да, однако о том, что падают инвестиции есть множество графиков, пример:




До этого, более обильные инвестиции лишь поддерживали мировую добычу за вычетом США+Канады на одном уровне. Понятно, что падение инвестиций не может не сказаться на объемах.

2. Темпы роста эффективности примерно понятны и имеют определенные пределы. Грубо говоря если 5 лет назад скважину бурили за 20 дней, то сейчас за 10. Но дальнейшее ускорение такими же темпами затруднено, есть естественные пределы оптимизации. Т.е. в целом конечно удешевление за счет технологий идет и будет идти, однако темпы не настолько велики чтобы качать из дохлых скважин в обозримое время.
(no subject) - un_alex - Feb. 22nd, 2016 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pustota_2009 - Feb. 23rd, 2016 07:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - onemorefake - Feb. 22nd, 2016 09:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - pustota_2009 - Feb. 22nd, 2016 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - onemorefake - Feb. 22nd, 2016 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - pustota_2009 - Feb. 22nd, 2016 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vadim44622 - Feb. 23rd, 2016 11:38 am (UTC) - Expand
livejournal
Feb. 22nd, 2016 06:33 am (UTC)
Высокие цены на нефть - теперь неизбежность
Пользователь kerzak_1 сослался на вашу запись в своей записи «Высокие цены на нефть - теперь неизбежность» в контексте: [...] Оригинал взят у в Высокие цены на нефть - теперь неизбежность [...]
Kuhmister Kuhmister
Feb. 22nd, 2016 06:37 am (UTC)
Влажные ватные мечты
pustota_2009
Feb. 22nd, 2016 08:41 am (UTC)
Если развешивание ярлыков помогает игнорировать аргументы, то поддерживаю Вас в данном стремлении :)
(no subject) - vasha_rasha - Feb. 22nd, 2016 06:38 am (UTC) - Expand
pustota_2009
Feb. 22nd, 2016 08:45 am (UTC)
Точно, и дуракам еще везет, как известно )))
vasjad
Feb. 22nd, 2016 07:00 am (UTC)
На американские фантики весь мир работает. И только своё бабло опускает, чтоб фантиков больше было.
Песков отказался говорить, что было на совбезе по нефти. Значит, там хреново всё с ценами. Война? Большая война? И ясно, что на Ближнем Востоке. России только это выгоднее всех! Ждите?
pustota_2009
Feb. 22nd, 2016 08:46 am (UTC)
Про фантики писал недавно: http://pustota-2009.livejournal.com/148636.html
livejournal
Feb. 22nd, 2016 07:01 am (UTC)
Высокие цены на нефть - теперь неизбежность
Пользователь daariets сослался на вашу запись в своей записи «Высокие цены на нефть - теперь неизбежность» в контексте: [...] Оригинал взят у в Высокие цены на нефть - теперь неизбежность [...]
mgolovanov
Feb. 22nd, 2016 07:11 am (UTC)
RE: отрасль недоинвестирована и нужны годы
эту мантру, я смотрю, повторяют кому не лень

а ведь "сланцевая добыча" как раз и придумана, чтобы обезопаситься от "недоинвестирования" - нужна нефть, дырку высверлил, дунул туда, и качай. Не нужна - докачал скважинку и окуклился.

Какое "недоинвестирование"? Американцы УЖЕ проинвестировали технологию, сглаживающую колебания цен на энергоносители. Вопрос не в том, когда "будет отскок", а в том, сработает ли эта технология (устаканятся ли цены на нефть или все же будут прыгать). Может, кстати, и не сработать, или перестать работать лет через 20

Когда в 70-х американцы инвестировали в стотысячетонные авианосцы, это сработало, но ненадолго - как раз на 20 лет

Edited at 2016-02-22 07:25 am (UTC)
pustota_2009
Feb. 22nd, 2016 08:39 am (UTC)
Re: отрасль недоинвестирована и нужны годы
Для того, чтобы ответить на вопрос - хватит ли сланцевых ресурсов для удовлетворения растущего мирового спроса? - я и построил модель Баккена


Ответ следующий: при ценах ниже 60-70 там будет стагнация с перспективой падения через несколько лет. Хорошие места заканчиваются, остальные выгодно бурить при существенно более высоких ценах, но и они за счет меньшего дебита не способны удовлетворять спрос как прежние.
rubir_ru
Feb. 22nd, 2016 07:27 am (UTC)
вполне возможно. Пик очередной волны роста цен технически из графика $100. Тем не менее фактор лебедей не нужно сбрасывать со счета, более того, лебедю пора уже пришла :). И всяко-разные цены на нефть на этом фоне будут уже вторичны, ну только если цены на нефть в золоте :)
pustota_2009
Feb. 22nd, 2016 08:50 am (UTC)
Да, лебеди возможны, однако я их частично нивелировал долгосрочностью прогноза (годом раньше, годом позже). Хотя, конечно, лебедь может оказаться и Лебедищем :)
romeo_nt
Feb. 22nd, 2016 08:31 am (UTC)
<<Таким образом, эта текущая ценовая вакханалия может продолжаться лишь со стороны предложения ряда ближневосточных стран и РФ. Если предположить, что СА не будет особо наращивать добычу, то восстановление баланса вопрос недалекого времени.

Так ценовая вакханалия будет ровно до того времени пока сланцевики живы, иначе зачем было всё затевать? И как долго, по вашему, нужно держать цены на этих уровнях?
pustota_2009
Feb. 22nd, 2016 08:56 am (UTC)
Я думаю тут смесь мотивов этой вакханалии. Никто специально для того, чтобы вались сланцевиков этого не затевал (могли бы и в самом начале придушить, а не на излете, тогда уж). В целом, текущего падения вполне достаточно для того, чтобы существенно поднять риски и цену отсечения для сланцев и не только (глубоководные, пески и т.д.). А глобально сланцевую отрасль не убить, все равно что-то будут бурить, остальное законсервируют. Тут и естественная нескоординированность членов ОПЕК играет роль, их недоверие, нежелание давать другим расти за свой счет.
vulkan_cz
Feb. 22nd, 2016 08:55 am (UTC)
"колдуй баба, колдуй дед" чтоле?
ваши бы слова да Богу в уши!
pustota_2009
Feb. 22nd, 2016 08:58 am (UTC)
У нас тут прямо клуб ценителей поговорок намечается )))
Вы, как специалист, может посоветуете какой-нибудь старинный заговор на поднятие нефти? :)
(no subject) - vulkan_cz - Feb. 22nd, 2016 10:24 am (UTC) - Expand
maxdz
Feb. 22nd, 2016 11:41 am (UTC)
>Таким образом я полагаю, что мы увидим цены в диапазоне $80-100 до 2020 года (в 2018-2019 наиболее вероятно).

Прошлый период "низких цен" с недоинвестированием в отрасль, продлился 15 лет - с середины 80-х по 2000-е. Потом был период "высоких цен" с переинвестоированием (тоже +15 лет). Почему бы теперь снова 15 лет ценам не быть низкими?
ranmod
Feb. 22nd, 2016 01:18 pm (UTC)
Сланцевые скважины быстрее будут выходить, чем традиционные.
Насколько быстрее ?

Минус прокачка Ирана до 4-5 млн бар сработает в обратную сторону.
(no subject) - 271200 - Feb. 22nd, 2016 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maxdz - Feb. 22nd, 2016 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 271200 - Feb. 22nd, 2016 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maxdz - Feb. 22nd, 2016 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 271200 - Feb. 22nd, 2016 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maxdz - Feb. 22nd, 2016 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 271200 - Feb. 22nd, 2016 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maxdz - Feb. 22nd, 2016 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 271200 - Feb. 22nd, 2016 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maxdz - Feb. 22nd, 2016 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 271200 - Feb. 22nd, 2016 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maxdz - Feb. 22nd, 2016 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 271200 - Feb. 22nd, 2016 03:11 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 98 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow